— Из земли ты взят, в землю же превратишься! — сказал Индрек.
— Правильно! Из земли мы взяты, в землю же должны и превратиться. Землей начинаем, землей и кончаем. Паас-паэ сильнее, чем Паас-Пааси. Паас-паэ — больше связано с богом, чем Паас-Пааси. Паас-паэ, Паас-Пааси. Одно с большой буквы, другое — с маленькой. С большой меньшее, с маленькой — большее...
Учитель умолк и задумался. Немного погодя он вздрогнул и очнулся.
— Итак, путешествия, странствия, прогулки, хождения святого Павла. Правильно! На чем мы остановились? Паас объяснил нам, что такое задок. Но до салазок мы еще не дошли. Сказали только: салазки не дровни, салазки не сани, салазки не задок. Но что же такое салазки? И можно ли сказать «салазить»? Не скользить, а салазить? Можно ли сказать, что святой Павел отправился не путешествовать, а салазить?
Понадобилось немало умозаключений, прежде чем учитель пришел к выводу, что сказать: святой Павел отправился салазить—нельзя. Открытием этой истины урок и закончился. А когда прозвенел звонок, старик встал со стула, закрыл Евангелие, сунул его под
мышку и сказал:
— В следующий раз мы начнем с этого места, про святого Павла, ведь он был златоуст, его стоит послушать. Итак, двоих из вас я уже знаю — примуса и Пааса. Оба начинаются на «п», на твердое «п» — у эстонцев слова всегда с твердого «п» начинаются.
Он вышел из класса, и его прозвали «Задок». Прозвище так за ним и осталось. Но на следующем уроке речь шла уже не о задке и не о салазках, а о Иерусалиме, горе Синай, Мертвом море, Египте, пирамидах, священном быке и нильском иле, по слоям которого можно определить возраст земли.
— А знаете, дети,— сказал учитель,— странная вещь получается: исследователи ила утверждают, что нильский ил старше самой земли. Подумайте только: нильский ил старше земли. Но тогда и сам Нил должен быть старше земли. Что вы на это скажете? Сколько времени прошло со дня сотворения мира? Примус!
Паас!
Ни тот, ни другой не знали, сколько лет назад был сотворен мир. Никто в классе не знал этой важной вещи.
— Я тоже не знаю,—- сокрушенно сказал учитель.— Не помню, в старой голове ничего уже не держится. Только, пожалуй, не одно, тысячелетие прошло с тех пор, небось пять-шесть, если не больше. Точную цифру трудно назвать, очень даже трудно, милые дети. Я имею в виду число, когда появился первый человек, Адам. Не старый Адам, а просто Адам, отец Каина и Авеля, отец первого убийцы. Первый человек и первая женщина сразу же зачали и произвели на свет убийцу. Адам сам не убивал, а родил сына, тот убил. Сын убил! Это случается и в наши дни — отец не убивает, без этого обходится, а сын не обходится... Итак, легко вычислить возраст мира с той поры, как в мире появился первый человек, поскольку возраст мира совпадает с возрастом человека, и если человек ведет счет дням своим, то он ведет счет и дням мира. И неважно — родил кто убийцу или сам убийца, жизнь всех протекает одинаково, тем более в древние времена, за вратами Эдема, где еще не было виселиц. Так обстоит дело с людьми.