Но как быть с тем миром, что был до человека, кто сочтет его возраст? Видите ли, дети, этот возраст и исчисляется по нильскому илу, и оказалось, что ил древнее мира, а значит, древнее человека и, таким образом, отлично согласуется с Писанием: сперва была земля, потом человек, ибо иначе бог не мог бы сотворить человека из земли. Сперва вечная земля, затем уже вечный человек. Сколько времени существовала эта вечная земля, никто, пожалуй, не знает, милые дети. А если бы господь и знал, то нам, смертным, он никогда бы этого не сказал. Но знает ли и он-то? Может ли один извечный знать что-нибудь о другом извечном? Что такое вечность? Кто знает? Примус! Паас! Не знаете? Я тоже не знаю. Старая голова, ничего уже не варит, горе человеку со старой головой. А-а! Там сзади кто-то знает. Как вас зовут? Либле? Красивая фамилия. Человек с красивой фамилией скажет нам, что такое вечность.
— Вечно то, что было, есть и будет,—сказал Либле.
— Так,— согласился учитель.— Правильно! Хорошо сказано. Одно плохо: мы не знаем, что было, есть и будет мы даже о том, что есть, знаем не очень-то много А может быть, вам, юноша с красивой фамилией Либле известно что-нибудь, что было, есть и будете Скажите мне. Что? Луна, солнце и звезды небесные? Так ведь их же вначале не было, даже в Писании оо этом говорится. Было время, когда их не было, и, может быть настанет время, когда их опять не станет. Что вы сказали? Бог? Да, он-то, конечно, ведь он был прежде всего. Но, к сожалению, много ли мы знаем о боге? Даже о бренном человеке «ы знаем мало. Видите ли дети, с богом та же история, что и с возрастом мира- с тех пор как живет человек, мы можем его вычислить но что было до человека или что будет после него откуда нам знать? Хорошо хоть, что на берегах Нила есть ил, по которому мы можем определить возраст мира, а что нам делать с богом? Как счесть его лета? У нас нет ничего — один только человек со своей бренностью, и поэтому нам кажется, будто господь бог родился вместе с человеком. Рождается и умирает, как будто он и не вечен вовсе. Вот как печально обстоит дело с нашими знаниями о боге. Посему не следует упоминать имени господа нашего всуе Кто это ?ам звонит? Что? Урок окончен? Уже? Ну, ладно, тогда простимся со святым Павлом и в следующий раз пойдем дальше. А что касается бога, то он, конечно вечен только мы этого не знаем, поскольку слабая голова человека не вмещает вечного. Она даже бренного не вмещает как следует. Так что в следующий раз опять о путешествиях святого Павла.
Опустив голову, с Евангелием под мышкой, он вышел из класса, словно был опечален тем, что убогая голова человека ничего не вмещает. На следующем уроке повторилось то же самое: не успел учитель раскрыть Евангелие, как уже ухватился за какую-то мысль и забыл об апостоле Павле и его путешествиях. Да и зачем следовать за Павлом, если можно полететь например, за журавлями, которые гнездятся где-то в Лапландии, а осенью, перелетев через всю Европу и Средиземное море, поселяются на берегах Ила, а от туда летят еще дальше на юг, где столько тепла и яркого солнца. О-о! Эти бесконечные стаи птиц, они заставляют трепетать сердце человека. А почему бы не сесть в рыбацкую лодку и не поплыть куда-нибудь в Ньюфаундленд ловить рыбу и солить ее! Почему не залезть на спину слона и не отправиться охотиться на тигров или не двинуться с караваном верблюдов через пески от одного оазиса к другому, любуясь фата-морганой! 1 Но можно также сажать тутовые деревья, срезать их сочные листья и кормить шелковичных червей. Можно бродить по катакомбам или развалинам Геркуланума, ведь это недалеко от тех мест, где путешествовал апостол Павел. Или любоваться водопадами и горами, кактусами и черепахами, душистыми цветами и ядовитыми змеями, пчелами, муравьями и термитами, ведь в мире столько прекрасного и интересного, что и не счесть. Полугодие подходит к концу, но ворох интересных вещей не уменьшается. Проходит год, но седой старик, успевший почти совсем побелеть, все еще рассказывает свои истории. И всегда умеет найти хоть крохотную пылинку, чтобы связать увлекательную историю с человеком и вселенной.