Вы слышите, вы слышите? — обратился директор к учителю.— Вы умный человек, вы в своем уме. Ясно спросил господин Маурус или не ясно? Ясно спросил. Отлично! Благодарю вас! — Он пожал учителю руку.— Но тогда этот человек, этот Тигапуу, из которого господин Маурус сделал уже почти учителя, совсем сумасшедший. Ведь о чем я его спросил? Кто помнит? Кто может повторить? Паас, скажите вы, вы самый длинный. Но, может быть, вы вместе с Тигапуу отсутствовали на уроках? Вы понимаете вопрос господина Мауруса или вы тоже сумасшедший? Почему вы отсутствовали?
— Потому что мы так решили,—ответил Индрек.
— Кто это — мы? — вскричал директор.— Мы, господин Маурус, никогда так не решали, а ведь только мы имеем здесь право решать. Кто такие эти мы, которые здесь решают? Кто?
— Мы все,—ответил Индрек.—Весь класс, два класса.
— Вы слышите, вы слышите?—обратился директор к учителю и так затряс своей седой головой, чтопенсне упало с носа.— Весь класс! Два класса! Всяшкола господина Мауруса! Школа решила не ходитьбольше на уроки! Но ведь это бунт, это социализм!Русские студенты занесли его в нашу страну. Вместес зерном в деревню попадает русская «капуста», этадикая горчица, а вместе со студентами в город —бунт и социализм. А-а, за этим-то вы с князем.исходили к своим русским и к их надушенным женам! Русские женщины своими духами прививают вам социализм!
Но Тигапуу ответил с достоинством:
— Господин Маурус, это не социализм, а право патроната.
— Что? Право патроната? — вскричал господин Маурус и так забегал перед партами, словно пол под ним вдруг раскалился.- Этот человек сведет Ума! Сумасшедший сведет меня с ума! Поаво п та и ош не являются на урок! HerrSchndlmar Schnellmann, sagen Sie mir schnell С з сшедший, ведь один из нас явно сошел с ума- Но господин Шнельман добродушно усмехнулся в белую бороду, тихонько покачал головой - вы меня не спрашивайте, господин Маурус голова уже совсем не варит.
Я нанял для вас нового учителя — молодого, красивого, высокого и умного, еще более умного, чем тот, что ушел. Из столиц его, правда, выслали, но в нашем городе он, слава богу, еще может проявлять свой ум. Только не в казенных училищах, там обходятся теми, кто поглупее, дело казенное. А теперь постарайтесь поладить с ним. Новый учитель и впрямь оказался молодым и высоким, что же касается красоты, то его портили очки, которые он вынужден был носить из-за своих тусклых, серых, почти безжизненных глаз.
— Значит, это вы выжили господина Курлова? — спросил господин Молотов, когда директор вышел из класса.— Кто был у вас заводилой?
—